Оригинал - на сайте "Капитал"

Эмоциями в этой истории являются санкции со стороны СНБО. А эмоции — плохой помощник для профессионалов, даже если они по профессии комик и ветеринар.

Впрочем, начать можно и с эмоциональной истории: в конце 2014 года рядом с селом Смыга Ровенской области чуть было не сошлись в вооруженной разборке две патриотические группировки, вооруженные автоматическим оружием. Предметом противостояния патриотов был объект ЛПДС 5С — структурное подразделение ДП "Прикарпатзападтранс" (далее — ПЗТ). Вы, наверное, не удивитесь, когда узнаете, что ценой вопроса был не сам объект, а его содержимое — тысячи тонн дизельного топлива, которые находились в трубопроводе и резервуарах.

"Захватить, выкачать и продать" — эта нехитрая схема была весьма распространенной начиная с весны 2014 года, и ей не брезговали даже патриотично (на тот момент) настроенные олигархи. Впрочем, в условиях полного паралича правоохранительных органов эта схема работала и в меньших масштабах — на уровне отдельных складов, фермерских хозяйств, частных домов.

Однако ПЗТ сумел сохранить как свою инфраструктуру — трубопроводы и хранилища, так и топливо своих клиентов.

Ограниченные возможности

ПЗТ — трубопроводная транспортная компания, которая владеет частью международного нефтепродуктопровода "Самара — Западное направление". Функционал ПЗТ — принимать на транспортировку дизельное топливо, произведенное на нефтеперерабатывающих заводах в Российской Федерации и Республике Беларусь, транспортировать его по территории Украины и отдавать заказчикам либо в Украине, либо в Венгрии. И ВСЕ!

Принимать топливо в Европе (Венгрии) и транспортировать его в Украину технически невозможно. Также невозможно транспортировать топливо из одной точки Украины в другую по трассе трубопровода, ибо — еще раз обращаем внимание! — трубопровод, принадлежащий ПЗТ, является частью международного трубопровода, который изначально создавался как часть глобальной трубопроводной системы СССР. "Точки входа" в него расположены на территории РФ и РБ. И все.

До и после 2015-го

В 2014 году работа предприятия была парализована, причем не только налетами криминальных групп с патриотической символикой, но и судебными тяжбами, которые сопровождались арестами имущества. Плюс "частные" врезки в трубопровод по всей его длине, проходящей по Украине, — при попустительстве (если не соучастии) правоохранительных органов.

В то время коллектив ПЗТ составлял 600 сотрудников, у которых начались задержки с выплатой заработной платы; в условиях простаивания трубопроводного комплекса начались увольнения.

В конце 2015 года ПЗТ был приобретен швейцарской компанией International Trading Partners AG у прежнего владельца — российского ЗАО "Транснефтепродукт".

Швейцарский собственник обеспечил охрану всего инфраструктурного комплекса предприятия, включая сохранность топлива, выплату задолженности по заработной плате, поддержание оборудования в технически исправном состоянии. И с июня 2016 года ПЗТ возобновил транспортировку дизельного топлива для своих клиентов.

Далее — обычная история: росли объемы транспортировки и, соответственно, налоговые поступления в бюджеты всех уровней в объеме десятков миллионов гривен. Создавались новые рабочие места с достойной оплатой в различных регионах — по всей трассе трубопровода, что создавало мультипликационный эффект: сотни новых рабочих мест создавались на смежных предприятиях и/или в смежных отраслях.

В марте 2019 года у предприятия появился совладелец и стратегический партнер из Беларуси, приход которого позволил диверсифицировать источники отгрузки дизельного топлива в трубопровод. После более чем 25-летнего перерыва дизель производства Мозырского НПЗ стал также поступать в Украину по трубе с наименьшими транспортными затратами.

Продолжение читайте здесь.