Когда автоэксперты сопоставляли советские и зарубежные автомобили, возникало немало споров.

Спорили о том, что наши конструкторы позаимствовали у иностранцев, а что придумали сами и тема горяча до сих пор, пишет "За рулем".

Сегодня рассмотрим ЗАЗ‑965, который был спроектированный в конце 1950‑х совместными усилиями НАМИ и МЗМА. Он стал, по сути, родоначальником нового в СССР класса микролитражек. В качестве прототипов советской машины обычно говорят о немецком Volkswagen Käfer (Жук) и итальянском Fiat 600.

ЗАЗ-965, 1960 год, фото: drive2

Итак, 1960 год, ЗАЗ‑965. Автомобиль имеет двигатель воздушного охлаждения, четырехцилиндровый, V‑образный. Рабочий объем 0,76 литра, мощность 23 л.с., позднее – 0,9 литра, 27 л.с. Подвеска независимая: спереди – поперечные торсионы, сзади – пружины. Кузов несущий.

Volkswagen Käfer, 1936 год, очередной раз модернизирован в 1953‑м – двигатель – воздушного охлаждения, оппозитный, рабочий объем 1,1 литра, мощность 30 л.с. Подвеска всех колес – независимая, торсионная. В основе Жука – корытообразный пол-платформа.

Volkswagen Käfer, 1936 год, фото: all-auto.org

ЗАЗ оснащен совершенно другой конструкцией - у него несущий кузов с лонжеронами.

Подвеску Запорожец заимствовал у обоих зарубежных прототипов. Передняя 1 – на продольных торсионах, как у Фольксвагена, а задняя 2 – "итальянская", пружинная, с продольными рычагами: такая схема больше подходила для относительно высоких моторов, итальянского рядного и советского V‑образного. Низкий оппозитный мотор был только у Фольксвагена.

Fiat 600, 1955 год, обладает рядным четырехцилиндровым двигателем водяного охлаждения. Рабочий объем 0,63 литра, мощность 21 л.с. Подвеска независимая: спереди – на продольной рессоре, сзади – пружинная. Кузов несущий.

Fiat 600, 1955 год, фото: all-auto.org

У Запорожца двигатель Запорожца V‑образный, четырехцилиндровый, воздушного охлаждения: никакого отношения ни к итальянскому рядному жидкостному мотору, ни к немецкому оппозитному воздушнику он не имел.

Создатели ЗАЗ‑965 рассказывали мне, что чешский мотор внимательно изучали в НАМИ. Но уменьшенной копией татровского наш двигатель, конечно, не был: эти моторы объемом 0,76 и 3,0 литра совсем разные и по "геометрии" – диаметру цилиндра и ходу поршня. По дизайну ЗАЗ‑965 близок к Фиату. Как, впрочем, и некоторые другие микролитражки тех лет – скажем, Mitsubishi 500.

Fiat 600, несомненно, оказал влияние не только на конструкцию кузова, но и на дизайн советской микролитражки. Видно это, в частности, по деталям интерьера – по комбинации приборов, например.

Ранее Hyser писал о том, что в Сети показали преимущества советского "Запорожца".

Также Hyser сообщал, что конструктор из Харькова собрал гибрид из продукции ЗАЗ, ГАЗ и УАЗ.

Напомним, что стоимость автомобильного топлива на АЗС Украины рекордно увеличилась.